Образовательная программа

Образовательная программа МКДОУ детский сад №6 г.Россоши, разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Программа направлена на разностороннее развитие детей с 2 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Программа определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), требования к условиям реализации Программы.

Программа направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

   

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования:

ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;

ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть). Обязательная часть Программы отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях.     Обязательная часть разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др.)

 Вариативная часть отражает развитие детей в художественно-эстетическом направлении и представлена в виде кружковой работы. Выбор данного направления для части, формируемой участниками образовательного процесса, соответствует потребностям и интересам детей (в детском саду создана изостудия, в которой реализуется проект "Путь к творчеству"), а также возможностям педагогического коллектива.

 

Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации предметно-пространственной среды, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Цель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьёй заключается в обеспечении разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи, помощи родителям в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка происходит через непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Эффективное взаимодействие педагогического коллектива ДОУ и семьи возможно только при соблюдении комплекса психолого-педагогических условий:

- поддержка эмоциональных сил ребёнка в процессе его взаимодействия с семьёй, осознание ценности семьи как «эмоционального тыла» для ребёнка;

- учёт в содержании общения с родителями разнородного характера социокультурных потребностей и интересов;

- нацеленность содержания общения с родителями на укрепление детско-родительских отношений;

- сочетание комплекса форм сотрудничества с методами активизации и развития педагогической рефлексии родителей;

- практическая направленность психолого-педагогических технологий сотрудничества с семьями на овладение родителями разными видами контакта и общения с ребёнком (вербального, невербального, игрового).

Принципы руководства взаимодействием общественного и семейного воспитания:

- ценностного отношения к детству как части духовной жизни семьи, что является источником развития и ребёнка, и взрослого.

- деятельностный в отношениях «педагог-семья».

- интеграции внешних и внутренних факторов повышения воспитательного потенциала семьи.

- доверительных отношений в системе «семья - ДОУ», включающий готовность сторон доверять компетентности друг друга.

- разграничение ответственности между педагогом и родителем как партнёрами по общению, каждый из которых несёт персональную долю ответственности в рамках своей социальной роли.

- комплексности: целостное видение воспитательной компетентности родителей.

- системности: связан с упорядоченностью периодов развития воспитательного потенциала семьи от подготовки к будущему родительству к воспитанию его в разных периодах детства.

 

Формы и активные методы сотрудничества с родителями:

 

1. Родительские собрания.

2. Консультации.

3. Совместные праздники.

4. Семейные клубы.

5. Семейная гостиная.

6. Акции.

7. Конкурсы.

8. Оформление родительских уголков.

9. Анкетирование.

10. Размещение информации на сайте ДОУ и т.д.

 

- деятельностный в отношениях «педагог-семья».

Приложение к письму от 02.09.14 №149

 Карта анализа образовательной программы дошкольного образования (далее- Программа)

Наименование ДОО в соответствии с Уставом_(с указанием муниципального образования)___________________________________________________

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №8 общеразвивающего вида г. Россоши

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

№ п/п

Наименование критерия

Показатель выполнения критерия

I.

Авторство Программы

Выбрать используемую Программу(отметить знаком «+»)

1.1.

Авторская Программа (разработана коллективом ДОО)

 

1.2.

Проекты примерных Программ

 

 

1.«От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

 

2.«Успех» / Под редакцией Н.В. Фединой

 

3. «Радуга» / Под редакцией Е.В. Соловьёвой

 

4. «ОткрытиЯ» / Под ред. Е.Г. Юдиной

 

5.  «Миры детства» / Под редакцией Т.Н. Дороновой

 

6. «Тропинки» / Под редакцией В.Т. Кудрявцева

 

7. «Первоцветы» / Под редакцией Н.В. Микляевой

 

8. «Истоки» / Под редакцией Л.А. Парамоновой

 

9.Крылова Н.М. «Детский сад — дом радости»

 

10. «На крыльях детства» / Под редакцией Н.В. Микляевой

 

11. «Детство» / Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой

+

12. Белькович В.Ю., Гребёнкина Н.В., Кильдышева И.А. «Мозаика»

 

13. Винер-Усманова И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д. «Основы физического воспитания в дошкольном детстве»

 

14. Нищева Н.В. Проект примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет

 

15. «Березка» / Под редакцией В.К. Загвоздкина, С.А. Трубицыной

 

16. «Разноцветная планета» / Под редакцией Е. А. Хамраевой и И. В. Мальцевой

 

17. «Детский сад по системе Монтессори» / Под редакцией Е.А. Хилтунен

 

18. «Мир открытий» / Под редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой

 

19. «Золотой ключик» / Под редакцией Г.Г. Кравцова

 

1.3.

Примечания

 

 

II.

Структура Программы в соответствии  с ФГОС ДО

 

 

Раздел программы

Содержание раздела

Выбрать нужное значение

2.

Целевой раздел (включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы)

2.1.

Пояснительная записка  раскрывает

Выбрать нужное значение

2.1.1.

цели и задачи реализации Программы

Да

2.1.2.

принципы и подходы к формированию Программы

Да

2.1.3

значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, посещающих данное ДОО

Да

2.1.4.

объем обязательной части Программы не менее 60%, объем части, формируемой участниками образовательных отношений не более 40%

Да

2.1.5.

характеристики ДОО:

А.

Возрастные категории детей

Направленность групп (указать количество групп)

Общеразвивающие

Компенсирующие

Оздоровительные

Комбинированные

Младенческий возраст (2 мес.-1 год)

 

 

 

 

Ранний возраст (1-3 года)

1

 

 

 

Дошкольный возраст (3-7 (8) лет):

 

а) младшая группа (3-4года)

2

 

 

 

б) средняя группа (4-5 лет)

1

 

 

 

в) старшая группа (5-6 лет)

1

 

 

 

г) подготовительная группа (6-7(8) лет)

1

 

 

 

Разновозрастная  группа

 

 

 

 

Б.

 

Режим пребывания детей в ДОО

Кратковременный день (до 5 часов)

Сокращенный день (8-10 часов)

Полный день (10,5-12 часов)

Продленный день (13-14 часов)

Круглосуточный

 

Кол-во групп

 

 

6

 

 

В.

 

Кадровый потенциал

Музыкальный руководитель

Инструктор по физ.воспитанию

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Дефектолог

Педагог доп.образования

Хореограф

Другие

Кол-во специалистов

1

1

 

 

 

1

 

12

Г.

Дополнительное образование

 

Наличие Программы (+/-)

Наличие плана работы (+/-)

Примечания

Программы, реализуемые ДОО

+

+

 

Программы, реализуемые учреждениями дополнительного образования, в т.ч. в сетевой форме

+

+

Наличие договора(на возмездной/безвозмездной основе)

Д.

Соответствие Программы направлениям развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

 

Социально-коммуникативное

Познавательное

Художественно-эстетическое

Речевое

Физическое

Другое

Обязательная часть

Да

Да

Да

Да

Да

 

Часть формируемая участниками образовательных отношений

Да

Да

Да

Да

Да

 

2.2.

Планируемые результаты описывают

 

 

2.2.1.

целевые ориентиры в обязательной части Программы  с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья)

Да

2.2.2.

целевые ориентирыв части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом особенностей ДОО 

Да

2.3.

Примечания

 

 

 

 

3.

Содержательныйраздел*(общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей)

 

*В случае если обязательная часть Программы соответствует проекту  примерной Программы, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную Программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных Программ, т.е. разработана коллективом ДОО. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

3.1.

Обязательная часть  Программы  описывает

Выберите нужное значение

 

3.1.1.

образовательную деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

Да

3.1.2.

вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересовдля конкретного ДОО

Да

3.1.3.

образовательную деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей (в случае, если эта работа предусмотрена Программой)

Нет

3.1.4.

особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Да

3.1.5.

способы и направления поддержки детской инициативы

Да

3.1.6.

особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Да

3.1.7.

иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы

Да

3.2.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений характеризует

Выберите нужное значение

3.2.1.

направления развития ребенка, выбранные участниками образовательных отношений

Да

3.2.2.

специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность в ДОО

Да

3.2.3.

используемые парциальные образовательные Программы и формы организации работы с детьми,с обоснованием их выбора в соответствиис потребностями и интересами детей, а также возможностями педагогического коллектива

Да

3.2.4.

сложившиеся традиции ДОО или группы

Да

3.3.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование (если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья) описывает

Выберите нужное значение

3.3.1.

 категории детей с ОВЗ:

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие)

Нет

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие)

Нет

3) дети с нарушениями речи

Да

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети)

Нет

5) дети с задержкой психоречевого развития (ЗПР)

Нет

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Нет

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы

Нет

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений)

Нет

3.3.2.

специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья

Нет

3.3.3.

специальные образовательные Программы

 

Нет

3.3.4.

групповые формыорганизации деятельности

Нет

3.3.5.

индивидуальные формыорганизации деятельности

Нет

3.3.6.

квалифицированныекадры

Нет

3.4.

Примечания

 

Для детей с нарушениями речи действует логопункт

 

 

 

4.

Организационный раздел

 (общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы)

4.1.

Организационный раздел отражает

Выберите нужное значение

4.1.1.

материально-техническое обеспечение Программы

Да

4.1.2.

наличие методических материалов и средств обучения и воспитания

Да

4.1.3.

наличие распорядка и /или режима дня

Да

4.1.4.

особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Да

4.1.5.

особенности  развивающей предметно-пространственной среды

Да

4.1.6.

наличие парциальных Программ:

Направленность Программы (направленность развития детей)

Наименование Программы и автора

Речевое развитие

«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С.Ушакова

«Как хорошо уметь читать!» Д.Г.Шумаева.  

Художественно-эстетическое развитие

«Ладушки» И.М.Каплунова,

И.А. Новоскольцева

«Исток»  Т.А. Воденникова, Ю.Н. Окунева

«Театр-творчество-дети»

Н.Ф. Сорокина

Социально-коммуникативное развитие

«Безопасность»   Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина

Познавательное развитие

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева. 

Физическое развитие

«Здоровье» В.Г. Алямовская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2.

Примечания

 

 

 

 

 

5.

Дополнительный раздел

(краткая презентация Программы, ориентированная на родителей (законных представителей) детей и доступная для ознакомления)

5.1.

Краткая презентация Программы включает

 

5.1.1.

описание возрастных и иных категорий детей, на которых ориентирована Программа ДОО

Да/Нет

5.1.2.

используемые  примерные  или авторские Программы

Да

5.1.3.

характеристику взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей

Да

5.2.

Наличие в ДОО иных Программ, планов мероприятий

 

Наличие Программы

Наличие плана работы

Примечания

Консультативный центр

Да

Да

 

Лекотека

Нет

Нет

 

III.

Дополнительная информация по содержанию Программы